Бахчисарайский пещерный Свято-Успенский мужской монастырь
Пожалуй, каждый гость полуострова Крым считает, что должен обязательно посетить таинственный монастырь, слившийся со скалой. И действительно, не каждый день можно увидеть необычайной красоты церковь, которую, кажется, построили не люди, а сама дикая природа.
История монастыря
Дата рождения монастыря доподлинно никому не известна. Историки предполагают, что он был основан в конце VIII века. Тогда цари Византии приняли так называемый закон об иконоборчестве. Запрещалось боготворить и почитать образы святых, преследовалось монашество и духовенство, сносились монастыри и уничтожались иконы. Таким образом шла борьба с влиянием церкви на человека.
Из Византии бежали угнетенные монахи. Здесь, в Крыму, в ущелье Мариам-Дере отшельники обрели пристанище. Они высекали в самой скале свои жилища, поскольку именно там обнаружили источники пресной воды. Предполагается, что именно эти люди стали первыми строителями храма.
Существует древняя легенда, которая повествует об истоках храма. Однажды у подножья скалы чабан пас отару овец. Внезапно пастух увидел настоящее волшебство: прямо на скале возник образ Божьей матери, а недалеко от нее горящая свеча. Пастух поспешил рассказать об увиденном своим хозяевам, а те огласили всем жителям деревни. Собравшиеся люди с поклонением пришли в ущелье, сняли икону и принесли домой. Проснувшись утром обнаружили, что святыни нет. Икона оказалась там же, откуда ее забрали. Тогда сельские жители догадались, что Богоматерь указывает им место, где нужно возводить храм. Жители вырубили в скальном камне церковь и построили ступеньки, а икона стала самой главной святыней храма. Тогда это ущелье получило свое название – «Марьям-дере». В переводе это означает «ущелье Святой Марии».
Другое предание гласит иную истину. В горных краях появился злой змий, который безжалостно пожирал скот, птицу и растения, чем наносил жителям немалый ущерб. От безвыходности греки и генуэзцы бесконечно молили Пресвятую Богородицу о помощи. И однажды случилось чудо: ночью люди заметили горящую свечу прямо на скале. Чтобы подняться к ней, в скале высекли ступени. Поднявшись, жители увидели икону Богоматери, под которой лежал мертвый змий. С того времени люди стали почитать это место, приносить панихиды и молиться.
Обличие злого змея, пожирающего все живое, является достаточно древним. Ведь не зря в христианских художествах часто можно встретить изображение Георгия Победоносца, вонзающего острое копье в ехидного змея. Для православных крымчан змей ассоциировался вначале с язычеством. Однако, когда христианам пришлось бороться за свою веру в период формирования крымского ханства, змея стали относить к мусульманам.
Крымское ханство за время своих набегов нанесло огромный ущерб населению Крыма. Людей убивали, а кому повезло – превращали в рабов, деревни уничтожали, разрушали все нажитое за долгое мирное время. При мусульманском верховенстве христианам приходилось нелегко. Для Успенского монастыря хан установил жесткие правила, обложил налогами, а прихожан храма – каторжными работами.
Существование церкви пришло в упадок. В 1778 году более 30 тысяч человек покинули пределы крымского ханства, оставив свою родную землю. Для них выделили территорию в Азовской губернии, а позже переселенцы нашли свое пристанище в городе Мариуполь.
Несмотря на жесткую политику, долго храм не пустовал. По одобрению хана Шагин Гирея священник Константин Спиранди возродил существование храма для христиан, которые не смогли уехать и остались на Родине. На собранные деньги от пожертвований общими силами начали восстанавливать постройки монастыря. Были установлены ворота и фонтан. На место вывезенной греками главной иконы поместили новую.
В 1850 году церковь начала восстанавливаться. Построили колокольню, ступени и новые помещения. Однако, вновь пришла беда – Крымская война 1853-1856 годов. В эти тяжелые времена в храме принимали и лечили раненых, здесь находился госпиталь. Умершие воины были захоронены на кладбище возле монастыря.
После революции обитель закрыли. Это произошло потому, что советскую власть священники монастыря категорически отвергли. А в 1921 году правительство обвинило их в заговоре. В итоге волей власти храм прекратил свое существование. Иконы и другие ценности перевезли неизвестно куда, а книгами и рукописями растапливали печи. Христиане обращались с просьбами вернуть достояние церкви, но многое уже пришло в негодность. Некоторые иконы, которые сохранились, перевезли в музеи Бахчисарая. Правда, немногие предметы и ценности вернулись в храм.
Во время Великой Отечественной войны Успенский монастырь вновь, как и во время Крымской, стал убежищем для раненых солдат. Уже не монахи, а военные врачи спасали жизни защитников Отечества. И так же, как 100 лет назад, на монастырском кладбище хоронили солдат, которые освободили Крым от захватчиков.
Монастырь в наши дни
Реконструкция и реставрация храма вновь возобновилась в 1993 году. Из одесского монастыря специально для воскрешения обители в Бахчисарай приехал иеромонах отец Силуан. Он и стал новым настоятелем святыни. Финансы на восстановление построек поступали отовсюду. Правительство, благотворительные фонды, прихожане, все поспешили на помощь в возрождении церкви.
Сегодня храм действует, в нем служат только мужчины. Христиане здесь молятся, живут, работают, ведут хозяйство, а также строительство новых построек и реставрацию старых. Прихожане свободно посещают церковь каждый день.
Теперь обитель стала настоящей достопримечательностью Бахчисарая и Крыма. Успенский монастырь считается самым древним из всех пещерных на полуострове. Для всеобщего обозрения представлена вся территория напротив храма.
Основные святости:
- Дом настоятеля.
- Пещерный храм Успения.
- Иконы (самые высокие ценности монастыря).
- Животворящие иконы.
- Храмы св. Константина и Елены (идет реконструкция).
- Колокольня (самый большой колокол весит 58 пудов).
- Крест с образом распятого Иисуса Христа (изготовлен из трех деревьев: кедр, певка и кипарис). Крест был изготовлен в 1850 году.
- Фонтан (изображен в виде часовни).
- «Живоносный источник» (икона Богоматери выложена мозаикой).
- Наземные строения (мастерская, братские корпуса, гостиница для паломников).
- Ступени (выполнены вручную).
- Витые лестницы.
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь – это достояние России. За время своего существование он перенес множество падений, несчастий и разрухи. Вопреки всему, сегодня, каждый может посетить святыню святынь, увидеть уникальные древние скульптуры и строения, в тишине, соединившись с природой, помолиться перед животворящими иконами. А главное – воочию взглянуть на пример настоящей непоколебимой веры.